[Сайт учителя английского языка Симоновой Н.Е. ]

Что представляет собой ЕГЭ по английскому языку

ЕГЭ по английскому языку - это выпускной экзамен в школе, который засчитывается в качестве вступительного экзамена в ВУЗ, поэтому так важно сдать его на высокий балл.

Пока этот экзамен не является обязательным, но если выпускник собирается поступать в профильный ВУЗ, ему нужно пройти это испытание. По структуре и уровню сложности ЕГЭ похож на международный экзамен FCE. Это значит, что для успешной сдачи ученик должен иметь уровень Upper-Intermediate (выше среднего). Это высокая ступень, поэтому специалисты рекомендуют начинать готовиться к ЕГЭ по английскому уже с 10 класса, тогда за 2 года школьник сможет в нормальном темпе освоить весь необходимый объем материала. 

Как же проходит ЕГЭ по английскому языку в 2018-2019 уч.г.?

Экзамен состоит из письменной и устной частей, которые проводятся в разные дни.

В первый день школьники сдают письменную часть, она включает такие разделы: аудирование, чтение, письмо, грамматика и лексика. Всего в этот день выпускнику нужно выполнить 40 заданий за 180 минут. Ученик может получить максимум 20 баллов за каждый из разделов. Таким образом, за первый день можно набрать 80 баллов.

Вторая часть - устная - проходит в другой день и сдается по желанию. Она длится всего 15 минут и состоит из 4 заданий. В этот день выпускник может заработать еще 20 баллов. Устная часть сдается по желанию, мы советуем ее сдавать: в случае неудачных ответов вы ничего не теряете, а в случае удачных - заработаете дополнительные баллы. Таким образом, выпускник на экзамене может набрать максимум 100 баллов.

Минимальный балл для сдачи экзамена составляет 22 балла, причем их обязательно надо набрать в письменной части экзамена. Для этого необходимо решить хотя бы 17 заданий из раздела 3 (грамматика и лексика) или из разделов 2 (чтение) и 3 (грамматика и лексика).

Баллы ЕГЭ Пятибальная система
0-21 баллов 2 (экзамен не сдан)
22-58 баллов 3
59-83 баллов 4
84-100 баллов 5

Результаты ЕГЭ обычно публикуются через 14 дней после сдачи второй части экзамена, но в некоторых случаях они известны уже через 12 дней. Узнать свои результаты можно на официальном сайте ЕГЭ, заполнив все необходимые поля. Бумажные сертификаты ЕГЭ отменили в 2014 году, поэтому теперь доступны только электронные сертификаты.


Структура ЕГЭ по английскому языку 2018-2019 уч.г. и рекомендации по выполнению заданий.

I. Аудирование.

Аудирование длится 30 минут и состоит из трех частей. Первые две части - это первое и второе задание соответственно, а третья часть — это задания №3-9 (из общего списка 40 заданий). Аудирование на ЕГЭ по английскому в 2018-2019 уч.г. включает в себя 3 аудиофрагмента, объединенных в одну запись. Экзаменаторы включают запись и не останавливают ее до самого конца, однако между фрагментами есть паузы для чтения заданий и переноса ответов в бланк. За каждый верный ответ в этой и остальных частях экзамена ученик получает по 1 баллу.

Рекомендации:

  1. При подготовке к экзамену нужно выполнять как можно больше заданий на аудирование именно в экзаменационном формате. Так выпускник привыкнет быстро читать задания и улавливать в речи ключевые слова, которые помогут найти верный ответ.
  2. При выборе ответа нужно опираться не на упоминаемые в речи диктора слова, а на смысл его слов. Так, например, в своей речи он может тем или иным образом упоминать все ответы к заданию, но если вникнуть в сказанное, то можно понять, что правильный ответ всего один.

Задания для тренировки раздела "Аудирование"


II. Чтение.

Чтение длится 30 минут и состоит из 3 частей (9 заданий). На каждую часть мы советуем тратить не более 10 минут, чтобы уложиться в отведенные полчаса.

Рекомендации:

  1. При выполнении первого задания нужно искать ключевые слова, которые укажут на смысл текста и помогут найти нужный заголовок. Кроме того, часто основной смысл абзаца отражается в первом предложении, а в остальных даются какие-то мелкие детали. Поэтому в некоторых случаях нужно просто внимательно прочитать первое предложение, чтобы правильно выполнить задание.
  2. Чтобы успешно выполнить второе задание, необходимо хорошо разбираться в том, как строятся в английском сложные предложения. Дело в том, что пропущенная часть в большинстве случаев - это часть сложносочиненного или сложноподчиненного предложения. Например, если школьник понимает, что в придаточном предложении who используется в отношении людей, which - предметов, а where - мест, он успешно сможет выполнить бо́льшую часть заданий. Также нужно повторить, например, что инфинитив используется для выражения цели.
  3. В третьем задании вопросы располагаются в том порядке, в котором к ним даются ответы в тексте. То есть ответ на первый вопрос будет в начале текста, а не в середине или конце, ответ на второй вопрос - после ответа на первый и т.д.

Задания для тренировки раздела "Чтение"


III. Лексика и грамматика.

Этот раздел ЕГЭ по английскому проверяет знания грамматических конструкций и словарный запас выпускника. На его выполнение ученику дается 40 минут.

Рекомендации:

  1. Преобразование слова в первой части, как правило, происходит по следующему принципу. Если вам дан глагол, его нужно либо употребить в правильном времени, либо поставить в правильную форму залога (активную или пассивную), либо образовать от него причастие. Если дано прилагательное, надо поставить его в сравнительную или превосходную степень. Если нужно изменить числительное, скорее всего, надо сделать его порядковым.
  2. Во второй части в основном проверяется знание суффиксов и приставок, в том числе отрицательных, умение образовывать разные части речи от однокоренного слова.
  3. В третьей части чаще всего проверяется знание сочетаемости слов, так называемые collocations. Кроме того, из 4 слов вам нужно будет выбрать наиболее подходящее по смыслу, то есть надо знать разницу между похожими словами, вчитываться в контекст.

Задания для тренировки раздела "Лексика и грамматика"


IV. Письмо.

На написание и проверку 2 письменных работ выпускнику дается 80 минут.

Письмо другу пишется в неформальном стиле. Структура этой работы следующая:

1. Оформляем «шапку».

В правом верхнем углу пишем адрес: на верхней строчке указываем город, под ним — страну проживания. Не надо писать улицу и номер дома: это может расцениваться, как разглашение конфиденциальной информации, даже если адрес вымышленный.

После адреса пропускаем 1 строчку и пишем дату написания письма все в том же верхнем правом углу:

June 7th, 2015 или 7 June 2015

или менее официально:

07/06/15

Далее, как обычно, слева пишем неофициальное обращение: Dear Tom/Jim (имя будет дано в задании). Представьте, что вы пишете настоящему другу, а друзей обычно называют по имени. Если в задании не указано имя друга по переписке, вам следует его придумать. Здесь недопустимо писать Hello. После обращения ставим запятую и продолжаем писать текст письма с новой строчки.

2. Текст письма.

Каждый абзац начинаем писать с красной строки или отделяется пустой строкой.

В первом абзаце нужно поблагодарить друга за полученное письмо:

Thanks a lot for your letter. I was happy to hear from you again.

или

Thank you for your letter. I haven’t heard from you for ages.

Вы можете также извиниться за то, что не писали раньше:

Sorry I haven’t been in touch for so long.

I'm sorry I haven’t answered earlier but I was really busy with my school.

и/или спросить, как дела: How are you?

Далее следует основная часть письма, включающая второй и третий абзацы. Во втором вы пишете ответы на все заданные вам вопросы, в третьем — задаете свои вопросы другу.
Предполагается, что письмо должно быть написано в неофициальном стиле, поэтому вы можете использовать неформальные слова-связки, такие как well, by the way, anyway, in fact, so, as for me, for example, разговорные выражения типа Guess what? или Wish me luck!, а также восклицательные знаки. Хотя личное письмо пишется в неофициальном стиле, тем не менее, рекомендуется использовать распространённые предложения с разнообразной лексикой.

Не забудьте задать все необходимые вопросы. Постарайтесь сделать логичный переход от основной части письма к вопросам. Перед тем, как задать вопросы, внимательно прочитайте предложение в конце письма-задания, к которому будете задавать вопросы. Вопросы должны быть «по существу»: где, куда, когда, с кем, сколько, почему и т.д.

В четвертом абзаце нужно подвести итог — сообщить, что вы заканчиваете письмо:

I’ve got to go now! It’s time for my favourite TV show

Sorry, I’d better go now as I have to do my homework.

Sorry, I’ve got to go now! It’s time for my favourite TV show.

и упомянуть о дальнейших контактах (на отдельной строке):

Please, write back!

Keep in touch!

Drop me a letter when you can.

Hope to hear from you soon.

Take care and keep in touch!

3. Конец письма.

В конце вам нужно написать завершающую фразу-клише, которая зависит от близости автора и адресата; после данной фразы всегда ставится запятая: All the best, Best wishes, Love, Lots of love, All my love, и т. д.

На следующей строке под этой фразой вы указываете свое имя (без фамилии и точки в конце).

Таким образом, письмо к другу имеет следующий вид:

Задания для тренировки раздела "Письмо"


V. Эссе.

Эссе пишется в нейтральном стиле и состоит из 5 абзацев:

1. Вступление: формулируем тему-проблему и сразу указываем, что есть две противоположные точки зрения. Но не повторяйте тему сочинения слово в слово. Представьте, что ваш читатель не знает, о чём пойдет речь, и попытайтесь объяснить ему проблему другими словами. В этом абзаце вы также можете кратко выразить свою точку зрения, однако это не обязательно. При формулировании противоположных точек зрения необходимо продумать разумные аргументы в поддержку обеих точек зрения. Помните, что вы должны выразить не только свою точку зрения, но и мнение ваших потенциальных оппонентов.

2. Ваше мнение: выражаем свою точку зрения (одну) по этому вопросу и приводим 2-3 аргумента, которые ее подтверждают.

3. Противоположные мнения: пишем 1-2 противоположные точки зрения и приводим аргументы в пользу их существования.

4. Выражаем несогласие: поясняем, почему не согласны с вышеуказанными точками зрения, и приводим аргументы в защиту собственного мнения. При этом они не должны повторять аргументы из пункта 2.

5. Заключение: делаем вывод по данной теме, указываем, что существуют разные точки зрения, и окончательно подтверждаем свою точку зрения.

Рекомендации:

1. Придерживаться требуемого объема. Допустимо на 10% отклоняться от указанного количества слов, то есть можно написать от 90 до 154 слов в письме и от 180 до 275 - в эссе. Если выпускник напишет хотя бы на 1 слово меньше (89), ему поставят 0 баллов за задание. Если лимит будет превышен, экзаменатор отсчитает 140 слов в письме или 250 в эссе и будет оценивать его, притом снимет баллы за незавершенную работу, оформление задания, раскрытие темы и т. д.

2. Избегать абзацев, состоящих из одного предложения, нужно дополнять и аргументировать каждую свою мысль. Для этого можно использовать конструкции In my opinion, I believe и т. д. Избегайте слишком простых предложений.

3. Следить за стилем письменных работ: в письме допустимы разговорные выражения вроде Guess what? или Wish me luck!, а в эссе лучше придерживаться более формального стиля. Важно не переусердствовать с «неформальностями»: всевозможные well, cause и сленговые выражения недопустимы. Ее используйте скобки и восклицательные знаки - это свойственно неформальному стилю письма. Не начинайте предложения со слов and, but или also.

4. Использовать слова-связки, они делают текст логичным, позволяют дополнять или противопоставлять предложения. Далее предложен перечень слов-связок:

1. Выражение мнения

- I agree/disagree...

- In my opinion,... /From my point of view, ... /As far as I’m concerned,...

- I believe that... /It seems to me that...

- I am sure that.../I am convinced that...

- I am in favour of.../I am against the idea of...

- According to ...

- It is said/believed that...

- There is no doubt that...

- It cannot be denied that...

- It goes without saying that...

- We must admit that...

2. Представление аргументов

- The main argument in favour/ against is...

- First of all, I should like to consider...

- The first thing (I would like to consider) to be considered is...

- To begin with,.../To start with...

- Apart from that...

- Despite the fact that.../In spite of the fact that...

- On the one hand,.../On the other hand,...

- Besides,.../In addition,...

- What is more,.../Moreover,.../More than that,...

- What matters most in this case is...

- Finally,...

- However,.../..., though...

- ... although.../...even though...

- Nevertheless,...

3. Выражение причинно-следственной связи

- for this reason...

- therefore/that is why...

- thus... 
                        sth happened
                           - because of...
                           - as a result of...
                           - owing to/due to...
                           - as a consequence of...

4. Примеры

- for example

- for instance

- such as

- like 

5. Заключение

- To sum up,....

- To conclude,...

- In conclusion,...

- All in all, I believe that...

Задания для тренировки раздела "Эссе"


VI. Устная речь.

Устная часть экзамена самая короткая, она занимает всего 15 минут. Выпускнику нужно успеть выполнить целых 4 задания, за которые можно получить максимум 20 баллов. Ученик сдает задания перед компьютером, его ответы записываются при помощи гарнитуры, а на экране показывается отсчет времени. В аудитории при этом присутствует организатор, который следит за ходом экзамена.

Рекомендации:

  1. В рамках подготовки к устной части экзамена возможно обратиться к онлайн-тренажеру на сайте injaz.ege.edu.ru. Он полностью имитирует экзамен, так что вы познакомитесь с форматом и поймете, что конкретно вам нужно делать, в какое время укладываться и т. д.
  2. Для отработки первой части экзамена нужно брать тексты разной тематики и учиться читать их с правильным выражением: в речи должны быть паузы, логические ударения, естественная интонация. Кроме того, выпускник должен укладываться в полторы минуты, ведь балл снижается, если текст не дочитан до конца. Однако торопиться тоже нельзя, ведь проверяется не скорость чтения, а умение выразительно прочитать текст.
  3. Чтобы успешно выполнить второе задание, нужно учиться задавать вопросы к различным текстам. В принципе, само задание элементарное, большинство ошибок связано с потерей вспомогательного глагола или неправильным его согласованием с существительным. Эта проблема легко решается с помощью многократного выполнения упражнений на составление вопросов.
  4. В третьем задании экзаменуемому нужно выбрать 1 фото из 3 предложенных и описать его. Здесь наш главный совет — внимательно читать задание. Дело в том, что оно немного изменяется каждый год, поэтому учитесь отвечать соответственно формулировкам текущего года. В 2017 году выпускники описывали фотографию другу, то есть в монологе было необходимо использовать обращение к нему. Кроме того, нужно учитывать, что необходимо отвечать на все вопросы в задании, например, если сказано where and when the photo was taken, вам нужно ответить на оба вопроса — где и когда. В начале надо обязательно сообщить, о каком фото пойдет речь (I’ve chosen photo number...). Не забывайте также о вступительной (Would you like to have a look at my picture? / I’d like to show you a picture from my photo album.) и заключительной (That’s all for now. / I hope you liked my picture.) фразах, которые делают речь логичной.
  5. В четвертом задании нужно сделать основной упор в речи на сравнение картинок, а не их описании. При этом нужно использовать речевые клише: The first picture depicts... whereas/while the second picture depicts..., The main difference is that..., In comparison to the first picture, this one... и т. д.

Задания для тренировки раздела "Устная речь" 


Полезные ссылки.

Стоит отметить, что на сегодняшний день существует большое количество литературы по подготовке к ЕГЭ в 11 классе. При выборе подходящей программы необходимо в первую очередь ориентироваться на уровень знания учащегося и на его потенциальные возможности. Среди разнообразия материала, связанного с подготовкой к ЕГЭ в 11 классе, остановимся на основном, с нашей точки зрения:

1. ФГБ НУ "Федеральный институт педагогических измерений".

2.Официальный информационный портал "Единый государственный экзамен".

3. Серия учебников Macmillan Exam Skills for Russia.

4. "Типовые экзаменационные варианты ЕГЭ под редакцией Вербицкой".

5. Портал для самостоятельной подготовки к ЕГЭ.