Что представляет собой ЕГЭ по английскому языку
ЕГЭ по английскому языку - это выпускной экзамен в школе, который засчитывается в качестве вступительного экзамена в ВУЗ, поэтому так важно сдать его на высокий балл.
Пока этот экзамен не является обязательным, но если выпускник собирается поступать в профильный ВУЗ, ему нужно пройти это испытание. По структуре и уровню сложности ЕГЭ похож на международный экзамен FCE. Это значит, что для успешной сдачи ученик должен иметь уровень Upper-Intermediate (выше среднего). Это высокая ступень, поэтому специалисты рекомендуют начинать готовиться к ЕГЭ по английскому уже с 10 класса, тогда за 2 года школьник сможет в нормальном темпе освоить весь необходимый объем материала.
Как же проходит ЕГЭ по английскому языку в 2022-2023 уч.г.?
Экзамен состоит из пяти частей – Аудирование, Чтение, Лексика и грамматика, Письмо и Устная часть. Соответственно, проверяет все виды речевой деятельности. Письменная часть длится 3 часа 10 минут (190 минут), устная 17 минут, включая время для подготовки (не считая времени ожидания).
Минимальный проходной балл – 22, максимально возможный – 100.
Изменения в экзамене в 2023 г.:
1) В экзаменационной работе сокращено с 20 до 18 количество заданий в разделе 3 «Грамматика и лексика».
2) Уменьшено максимальное количество баллов за выполнение заданий 1, 2, 10 и 11. Максимальный балл за верное выполнение заданий 1 и 11 стал равен 3 баллам, за верное выполнение заданий 2 и 10 – 4 баллам.
3) Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы уменьшен со 100 до 86 баллов.
4) Уточнены формулировки задания 38 письменной части и задания 4 устной части, а также критерии оценивания задания 37 письменной части и задания 3 устной части.
Структура ЕГЭ по английскому языку 2022-2023 уч.г. и рекомендации по выполнению заданий.
I. Аудирование.
Аудирование длится 30 минут и состоит из трех частей. Первые две части - это первое и второе задание соответственно, а третья часть — это задания №3-9 (из общего списка 40 заданий). Аудирование на ЕГЭ по английскому в 2022-2023 уч.г. включает в себя 3 аудиофрагмента, объединенных в одну запись. Экзаменаторы включают запись и не останавливают ее до самого конца, однако между фрагментами есть паузы для чтения заданий и переноса ответов в бланк. За каждый верный ответ в этой и остальных частях экзамена ученик получает по 1 баллу.
Рекомендации:
- При подготовке к экзамену нужно выполнять как можно больше заданий на аудирование именно в экзаменационном формате. Так выпускник привыкнет быстро читать задания и улавливать в речи ключевые слова, которые помогут найти верный ответ.
- При выборе ответа нужно опираться не на упоминаемые в речи диктора слова, а на смысл его слов. Так, например, в своей речи он может тем или иным образом упоминать все ответы к заданию, но если вникнуть в сказанное, то можно понять, что правильный ответ всего один.
Задания для тренировки раздела "Аудирование"
II. Чтение.
Чтение длится 30 минут и состоит из 3 частей (9 заданий). На каждую часть мы советуем тратить не более 10 минут, чтобы уложиться в отведенные полчаса.
Рекомендации:
- При выполнении первого задания нужно искать ключевые слова, которые укажут на смысл текста и помогут найти нужный заголовок. Кроме того, часто основной смысл абзаца отражается в первом предложении, а в остальных даются какие-то мелкие детали. Поэтому в некоторых случаях нужно просто внимательно прочитать первое предложение, чтобы правильно выполнить задание.
- Чтобы успешно выполнить второе задание, необходимо хорошо разбираться в том, как строятся в английском сложные предложения. Дело в том, что пропущенная часть в большинстве случаев - это часть сложносочиненного или сложноподчиненного предложения. Например, если школьник понимает, что в придаточном предложении who используется в отношении людей, which - предметов, а where - мест, он успешно сможет выполнить бо́льшую часть заданий. Также нужно повторить, например, что инфинитив используется для выражения цели.
- В третьем задании вопросы располагаются в том порядке, в котором к ним даются ответы в тексте. То есть ответ на первый вопрос будет в начале текста, а не в середине или конце, ответ на второй вопрос - после ответа на первый и т.д.
Задания для тренировки раздела "Чтение"
III. Лексика и грамматика.
Этот раздел ЕГЭ по английскому проверяет знания грамматических конструкций и словарный запас выпускника. На его выполнение ученику дается 40 минут.
Рекомендации:
- Преобразование слова в первой части, как правило, происходит по следующему принципу. Если вам дан глагол, его нужно либо употребить в правильном времени, либо поставить в правильную форму залога (активную или пассивную), либо образовать от него причастие. Если дано прилагательное, надо поставить его в сравнительную или превосходную степень. Если нужно изменить числительное, скорее всего, надо сделать его порядковым.
- Во второй части в основном проверяется знание суффиксов и приставок, в том числе отрицательных, умение образовывать разные части речи от однокоренного слова.
- В третьей части чаще всего проверяется знание сочетаемости слов, так называемые collocations. Кроме того, из 4 слов вам нужно будет выбрать наиболее подходящее по смыслу, то есть надо знать разницу между похожими словами, вчитываться в контекст.
Задания для тренировки раздела "Лексика и грамматика"
IV. Письмо.
На написание и проверку 2 письменных работ выпускнику дается 80 минут.
Письмо другу пишется в неформальном стиле. Структура этой работы следующая:
1. Письмо - задание базового уровня с 2022 г. - личное электронное письмо (email). Вам нужно написать ответ воображаемому другу, соблюдая правила написания личного письма, ответить на его вопросы и задать свои. Задание посильно любому ученику, ибо пишется по шаблону.
2. Текст письма.
Каждый абзац начинаем писать с красной строки или отделяется пустой строкой.
В первом абзаце нужно поблагодарить друга за полученное письмо:
Thanks a lot for your letter. I was happy to hear from you again.
или
Thank you for your letter. I haven’t heard from you for ages.
Вы можете также извиниться за то, что не писали раньше:
Sorry I haven’t been in touch for so long.
I'm sorry I haven’t answered earlier but I was really busy with my school.
и/или спросить, как дела: How are you?
Далее следует основная часть письма, включающая второй и третий абзацы. Во втором вы пишете ответы на все заданные вам вопросы, в третьем — задаете свои вопросы другу.
Предполагается, что письмо должно быть написано в неофициальном стиле, поэтому вы можете использовать неформальные слова-связки, такие как well, by the way, anyway, in fact, so, as for me, for example, разговорные выражения типа Guess what? или Wish me luck!, а также восклицательные знаки. Хотя личное письмо пишется в неофициальном стиле, тем не менее, рекомендуется использовать распространённые предложения с разнообразной лексикой.
Не забудьте задать все необходимые вопросы. Постарайтесь сделать логичный переход от основной части письма к вопросам. Перед тем, как задать вопросы, внимательно прочитайте предложение в конце письма-задания, к которому будете задавать вопросы. Вопросы должны быть «по существу»: где, куда, когда, с кем, сколько, почему и т.д.
В четвертом абзаце нужно подвести итог — сообщить, что вы заканчиваете письмо:
I’ve got to go now! It’s time for my favourite TV show
Sorry, I’d better go now as I have to do my homework.
Sorry, I’ve got to go now! It’s time for my favourite TV show.
и упомянуть о дальнейших контактах (на отдельной строке):
Please, write back!
Keep in touch!
Drop me a letter when you can.
Hope to hear from you soon.
Take care and keep in touch!
3. Конец письма.
В конце вам нужно написать завершающую фразу-клише, которая зависит от близости автора и адресата; после данной фразы всегда ставится запятая: All the best, Best wishes, Love, Lots of love, All my love, и т. д.
На следующей строке под этой фразой вы указываете свое имя (без фамилии и точки в конце).
Задания для тренировки раздела "Письмо"
V. Задание 38
Это анализ данных для проекта с выражением собственного мнения. Вам нужно строго следовать плану, сделать вступление, анализировать и сравнивать приведенные факты, придумать проблему и пути решения этой проблемы, а в конце написать заключение с собственным мнением. При этом попытаться сделать работу логичной и использовать слова связки.
Рекомендации:
Рекомендуется разбить ответ на пять абзацев, то есть на каждый пункт, приведенный в плане задания, выделить отдельный абзац. Также помните, что абзацы должны быть связаны между собой логическими средствами связи.
Вступительная часть. Начать ответ к заданию можно по следующему шаблону: «Я выполняю проектную работу по такой-то теме. Я нашел из открытых источников такие-то данные. Сейчас я проанализирую эти материалы.». Перефразировать тему проектного задания не надо.
"Правильное" вступление состоит из 2-3 предложений и знакомит нас с проблемой, указанной в самом задании. Например, в примере нашего задания написано “what book genres are popular among teenagers”. Значит, нам нужно или вставить эту фразу в наш проект, или заменить там что-то на синонимы. Так же нужно упомянуть, что вы делаете проект, нашли материалы к нему и сейчас про это будете рассказывать. Например, It is hard to deny the importance of having a good rest. I have decided to do a project on how teenagers in Zetland relax after a busy day and found the results of opinion polls which you can find in the table.
Языковые клише для вступления:
- It is well known that (topic)
- Nowadays more and more people (action connected with the topic)
- Over the last few decades there has been a significant increase in the number of people who (do something connected with the topic).
- (Topic) plays an important role in our life
- Undoubtedly, all people (action connected with the topic)
- Nowadays it is impossible to imagine … without …
Основная часть. После этого необходимо выделить 2-3 факта из данных, представленных в таблице/диаграмме, а затем провести 1-2 сравнения. Таким образом, минимально вы можете привести 2 факта и 1 сравнение. Это допускается, однако помните, что объем ответа на задание должен быть в диапазоне 200-250 слов (формально еще «дается 10%-скидка», то есть работу проверят если объем ответа содержит хотя бы 180 слов). Далее по условию задания надо обозначить возможную проблему, которая может возникнуть в этой области, и затем предложить ее решение. Мария Валерьевна отмечает, что проблему не обязательно «вытаскивать» из приведенных в задании данных. Это может быть любая проблема, связанная с приведенной в проектной работе темой. Затем вам необходимо выразить личное мнение по какому-то конкретному аспекту проблемы.
Например, "As we can see from the table, 38% of respondents prefer doing a hobby after a busy day, while eating tasty food is the least popular way of spending teenagers’ free time with only 6 % of teenagers doing it. Also, adolescents can spend time with their friends, sleep and walk in the open air to have a rest after a tiring day."
Языковые клише для вступления:
- the main features of this table/graph/pie chart …
- one can see from the poll that …
- the most popular … the least popular …
- if we look at the graph/table/pie chart, we can see …
- looking at the main features …
- what stands out from the table/graph/ pie chart …
- another striking feature is …
Сравнение. В третьем абзаце нужно проанализировать данные из графика и представить 1-2 сравнения и свои комментарии к ним. Сравниваем любые черты, которые вам понравились в графике. Например, "Looking at the figures in the table, we can see that spending time with friends (noted by 31% of respondents) is almost twice as popular as sleeping, which stands at 15%, and almost three times more popular than walking in the open air (noted by 10 % of respondents). It is not surprising as teenagers need communication to develop their personality."
Языковые клише для сравнительных структур:
- in comparison/ in contrast, …
- on the other hand …/ However, … / Likewise, …
- not as … as
- more popular … than
- while/ whereas / although / but
Языковые клише для комментариев:
- which is not surprising as …
- This can be explained by the fact that …
- The main reason for that might be the fact that …
Проблема и ее решение. Самая объемная часть письменного задания, т.к. здесь нужно указать проблему, связанную с темой проекта, и предложить ее решение. Например, "Although we see that there are several ways to relax for teenagers, there is a problem connected with having a rest. Sometimes it is difficult to switch off from your studies and work, and instead of relaxing you spend time thinking about what else you have to do later. I believe that the best solution to this problem would be going out as fresh air and change of scenery can help to forget about things that keep bothering you at home."
Языковые клише для абзаца:
- the main problem with … is …
- the main problem faced by … is …
- the foremost problem here is …
- general solutions centre around …
- one effective solution to deal with … is …
- a solution that can prove successful is …
Заключение и выражение мнения. В конце необходимо написать свое мнение по теме проекта. Например, I would like to conclude by saying that relaxing is of primary importance for every person as it helps one to have a calmer and clearer mind which aids memory, positive thinking and concentration.
Языковые клише для подведения итогов:
- To conclude/ sum up/ summarise
- Overall …
- In conclusion …
Языковые клише для выражения своего мнения:
- I believe that … because …
- I am convinced that … as …
- I strongly believe that …
- Personally, I think that …
- In my opnion, …
- In my view, …
VI. Устная речь.
Устная часть экзамена самая короткая, она занимает всего 17 минут. Выпускнику нужно успеть выполнить целых 4 задания, за которые можно получить максимум 20 баллов. Ученик сдает задания перед компьютером, его ответы записываются при помощи гарнитуры, а на экране показывается отсчет времени. В аудитории при этом присутствует организатор, который следит за ходом экзамена.
Рекомендации:
- Для отработки первой части экзамена нужно брать тексты разной тематики и учиться читать их с правильным выражением: в речи должны быть паузы, логические ударения, естественная интонация. Кроме того, выпускник должен укладываться в полторы минуты, ведь балл снижается, если текст не дочитан до конца. Однако торопиться тоже нельзя, ведь проверяется не скорость чтения, а умение выразительно прочитать текст.
- Чтобы успешно выполнить второе задание, нужно учиться задавать вопросы к различным текстам. В принципе, само задание элементарное, большинство ошибок связано с потерей вспомогательного глагола или неправильным его согласованием с существительным. Эта проблема легко решается с помощью многократного выполнения упражнений на составление вопросов.
- Третье задание представляет собой условный диалог с электронным собеседником. Ученик принимает участие в опросе и отвечает на вопросы без подготовки. Время на ответ — 40 секунд. Всего 5 вопросов. Все темы, по которым задаются вопросы, есть в кодификаторе, его можно скачать на сайте ФИПИ. Отвечать на вопросы нужно развернуто, 2-3 предложения.
- В четвертом задании нужно сделать основной упор в речи на сравнение картинок, а не их описании. При этом нужно использовать речевые клише: The first picture depicts... whereas/while the second picture depicts..., The main difference is that..., In comparison to the first picture, this one... и т. д.
Основные темы из кодификатора:
- Повседневный жизнь и быт, распределение домашних обязанностей в семье. Покупки
- Жизнь в городе и сельской местности. Проблемы села и города.
- Общение в семье и школе, семейные традиции, межличностные отношения с друзьями и знакомыми
- Здоровье и забота о нем, самочувствие, медицинские услуги. Здоровый образ жизни.
- Досуг молодёжи, посещение кружкой, спортивных секций, клубов по интересам. Переписка
- Путешествие по своей стране и за рубежом, осмотр достопримечательностей
- Природа и проблемы экологии
- Современный мир профессий, рынок труда
- Высшая школа и продолжение школьного образования
- Выбор профессии
- Роль иностранного языка в современном мире
- Школьное образование. Изучаемые предметы. Каникулы.
- Новые информационные технологии
- Праздники и знаменательные даты в различных странах
Задания для тренировки раздела "Устная речь"
Полезные ссылки.
Стоит отметить, что на сегодняшний день существует большое количество литературы по подготовке к ЕГЭ в 11 классе. При выборе подходящей программы необходимо в первую очередь ориентироваться на уровень знания учащегося и на его потенциальные возможности. Среди разнообразия материала, связанного с подготовкой к ЕГЭ в 11 классе, остановимся на основном, с нашей точки зрения:
1. ФГБ НУ "Федеральный институт педагогических измерений".
2. Портал для самостоятельной подготовки к ЕГЭ.