[Сайт учителя английского языка Симоновой Н.Е. ]
Классный час на тему: «Вступая во взрослую жизнь…»

Цель:
- формирование гражданской позиции, нравственной культуры старшеклассников.
Задачи:
- способствовать развитию у учащихся критического осмысления своих и чужих поступков;
- формировать активную жизненную гражданскую позицию, умение говорить «нет» в ситуации нравственного выбора.

Истинный показатель цивилизации

не уровень богатства и образования,

Не величина городов, не обилие урожаев,

а облик человека, воспитанного страной.

Р. Эмерсон

Целью воспитания должно быть создание 

деятельной личности в лучших идеалах

истины, добра и красоты.

В. Бехтерев

Вступительное слово учителя.

17 лет – это возраст, знаменующий выход человека в самостоятельную жизнь. Это возраст, определяющий становление личности, - поиск своего места в жизни. Это возраст, когда молодой человек ищет себя во всем. Этот прекрасный возраст называется – юношеским. В юношеском возрасте происходит существенное изменение самосознания  - повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе.

Работая с вами не один год, я знаю, как вы пытаетесь  обратить внимание на собственную непохожесть и уникальность и подчеркнуть это всеми возможными средствами. Многие из вас уже задумываются о своей карьере, ставят определенные жизненные цели и пытаются их поэтапно реализовать. Этот возраст характерен мечтанием о будущем и с будущим связаны все ваши переживания.

Обсуждение притчи.

Ведущий рассказывает притчу.

Много лет тому назад люди жили совсем не так, как теперь. И окружающий их мир тоже был совсем не таким. Луна светила ночью в зависимости от своего настроения: хорошее настроение – светила ярко, и всякий путник без труда находил дорогу к дому, плохое настроение – трудно было людям добираться к своему очагу.

Так вела себя не только луна, Также вели себя звезды и солнце, и ночь, моря и реки. Словом, всюду царил хаос. Люди устали от непредсказуемости природы, процессов и явлений. Они обратились к самому мудрому человеку с вопросом: «Как можно изменить свое существование, чтобы оно было предсказуемым и устроенным?»

Самый мудрый человек ответил: «Нам нужно написать законы, которые коснутся  не только природных явлений, но и самого человека. Мы это сделаем правильно, человеку только останется их четко исполнять и его жизнь станет легкой, радостной и счастливой».

Вопросы для обсуждения:

1. Прав ли был мудрец?

2. Нужны ли людям законы?

3. Всегда ли человек соблюдает законы и правила, тот чего это зависит?

4. Почему человек преступает закон?

5. Что значит слово «заповедь»?

6. Какие заповеди вы знаете?

7. Чем заповеди отличаются от законов?

Учитель: - У каждого человека есть свои нравственные ценности – это то, что он больше всего ценит в жизни, во что верит, что для него свято, в чем он убежден и чем руководствуется в своих поступках. Иначе говоря, ценностная ориентация – это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, выраженная в поведении.

Конечно, ценности у всех разные. Вы можете сейчас сказать, что является для вас ценностью, для вашей семьи?

На основании правильной оценки человек имеет возможность сделать выбор между хорошим и плохим, между добрым и злым, полезным и вредным. Тот или иной характер оценочной деятельности обеспечивает ему право на полноценную счастливую жизнь, либо на примитивное и бесцветное существование. Существует прямой механизм связи между ценностью, собственной оценкой (оценочным отношением к ней) и поступком, в котором это отношение находит свое воплощение. Перефразируя известное высказывание, можно провозгласить: «Скажи, что ты ценишь, и я скажу, кто ты».

«Когда человек сознательно или интуитивно выбирает в жизни какую – то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку, По тому, ради чего человек живет, можно судить о его самооценке – низкой или высокой.

Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…

Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности.

Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством  и получить настоящую радость» ( Д.С. Лихачев)

Ведущий: -  Какие жизненные заповеди, ценности считаются незыблемыми в вашей семье?  (Ответы учащихся)

Работа в группах.

Ребята получают конверты, в которых лежат карточки с записанными на них нравственными понятиями. Вы должны найти им правильное объяснение, проиллюстрировать примерами. А затем сформулировать понятие «нравственная культура».

Слова для работы в группах:

Группа  I

Доброта

Вежливость

Гордость

Любовь

Группа  2

Доверие

Совесть

Сострадание

Честь

Группа 3

Скромность

Милосердие

Выдержанность

Грубость

Группа  4

Трудолюбие

Тактичность

Патриотизм

Правдивость

Группа  5

Искренность

Заносчивость

Верность

Способность к решению

Возможные определения каждого понятия:

1. Доброта – это, когда  люди содействуют, помогают, дарят возможность почувствовать себя счастливее, увереннее.

2. Вежливость – качество, характеризующее поведение человека. Оно основывается на внимании, доброжелательности, уважении к людям.

3. Выдержанность – умение человека контролировать свои поступки, действовать сообразно своим целям, несмотря на трудности и препятствия.

4. Верность – качество, характеризующее отношение  человека к другим людям в повседневном поведении.

5. Гордость – это нравственное чувство, которое отражает внутреннее достоинство человека, самодостаточность и независимость личности.

6. Грубость – качество личности человека, которое характеризуется следующими признаками: отсутствие доброжелательности к людям, раздражительность, бестактность, невнимание к интересам других людей.

7. Доверие – это отношение к человеку или группе людей, основанное на убежденности в их правоте.

8. Заносчивость – негативное отношение человека к людям, которое проявляется в высокомерии, неоправданной переоценке своих личных качеств.

9. Искренность – качество, характеризующего человека и его действия. Искренний человек честен с собой и другими людьми.

10. Любовь – чувство глубокой привязанности к кому – либо или чему – либо.

11. Милосердие – принцип поведения человека, основанный на сочувствии, сострадании и готовности делать добрые дела.

12. Патриотизм – нравственный принцип, которым руководствуется человек , уважающий историческое прошлое своего народа, гордится его достижениями, небезучастен к интересам своего народа, считает независимость и свободу своей страны и личности главной ценностью.

13. Правдивость – это качество характера человека, которое проявляется в адекватной оценке людей и явлений окружающей действительности.

14. Способность к прощению – это качество характера человека, проявляющееся в умении забыть обиду, и не ставить человеку в вину дурную мысль ил плохой поступок.

15. Скромность – это качество характера человека, проявляющееся в умении адекватно оценивать свои личностные качества и не выпячивать их перед другими людьми.

16. Совесть – способность человека к осуществлению нравственного самоконтроля.

17. Сострадание – это умение проникнуться чужим страданием и горем, соединенное с желанием помочь в его преодолении.

18. Трудолюбие – это качество личности, которое проявляется в отношении к трудовой деятельности. Оно характеризуется степенью проявляемого усердия, старания человека.

19. Тактичность – это степень проявления вежливости человека по отношению к другим людям.

20. Честь – качество личности человека, требующее от него проявления принципиальности, правдивости, верности принятым обязательствам, искренности.

Нравственная культура – показатель того, насколько требования нравственных законов жизни воплотились в поступках человека. 

Вопрос: - Какое нравственное правило является для вас основополагающим в вашей  жизни? Почему?  (Ответы учащихся)

Самооценка нравственных качеств. Учащимся раздаются листочки с записанными на них качествами личности (которые были предметом обсуждения в предыдущем задании) и предлагается проранжировать эти качества по степени их наличия и проявления у себя. Затем учащимся предлагается назвать те качества и нравственные категории, которые они считают самыми важными в жизни, с помощью которых они смогут состояться, будучи взрослыми.

Учитель: В 1887 году Л. Н. Толстой в письме Р. Роллану так писал о нравственных правилах: «Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше самому служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше. Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл и вытекающее из него счастье, разрешает все затруднения». 

- Сегодня многие жалуются на упадок нравственности. В чем он, по – вашему, выражается в наибольшей степени? Что следует предпринять?

- в озлоблении людей;

- в эгоизме (каждый сам по себе);

- в росте преступности; 

- в исчезновении элементарной культуры поведения;

- в утрате идеологической и ценностной ориентации;

- в том, что порвалась связь поколений,

- в чем – то еще?

Отвечает ученик: Все контрастнее становятся отношения между старшими и младшими поколениями в семье. К сожалению, опыт старших не убеждает подрастающих своими трудностями, преодолениями, своей явной или скрытой героикой, противостоянием трудностям жизни. Молодые же считают главными ценностями деньги, так называемые тусовки. На меня лично производят удручающее впечатление тысячи танцующих и кривляющихся на дискотеках. Не хочу казаться консерватором, но мне кажется, что орущая музыка и жизнь в толпе действует на подсознание новых поколений, а это позволяет заимствовать иные ценности, чем ценность человеческой жизни, опыт близких, своих родителей, бабушек, дедушек, которые и войну прошли, и голод, и всяческие испытания. Толпа, грохот порождают жажду выпивки, наркотиков – сейчас же, мгновенно. И задумываешься: так ли все это безобидно, не формируется ли таким образом малоуправляемая толпа, какое – то быдло, которому ничто не в ценность, ничто не в радость, кроме сиюминутного, мгновенного удовольствия? Быдло, которому не обязательно думать, взвешивать свои поступки, отвечать за них.

Учитель: - Вы согласны с таким мнением? Нужно ли через 70 лет писать и говорить о войне?

- Нужно, потому что это имеет огромный воспитательный смысл, особенно для молодежи. Потому что тот подвиг, который совершили наши старшие поколения, - поколения, победившие в Великой Отечественной войне, поколения, которые выстояли, показали образцы героизма и мужества, любви к Родине, не должны быть забыты никогда и никем Мы не будем иванами, не помнящими своего родства. Молодежь должна  внятно знать историю России, чувствовать героизм, которым полна наша история на протяжении веков.

 

Рефлексия классного часа.

На доске солнышко. Поместите внутрь его самое главное, по – вашему мнению, нравственное качество (добро), а лучи – сострадание, терпимость, Искренность, способность к прощению, патриотизм, любовь.

Учитель: Милосердие делает общество чище и добрее, потому что проявляется на основе уважения к человеку, чувства сострадания и сопричастности с ним. Оно направлено на сохранение самоуважения личности. Подумайте, не соединяет ли понятие добродетель и милосердие высказывание Бальзака: «Быть может, добродетель  есть не что иное, как душевная деликатность».  В чем же тонкая нить такого соединения? В непрестанной работе души, и главное в милосердии, и в добродетели. Прав был Л. Толстой, утверждая, что «добродетель начинается только тогда, когда начинается усилие».

- Не хотите ли осмыслить свои способности к усилию? Замените следующие многоточия соответствующими вашим возможностям на нравственное усилие действиями:

Простить…

Поделиться…

Уступить…

Пожертвовать…

Помочь…

Заменить…

Утешить…

- Нравится ли вам результат ваших усилий?

Пусть напутствием вам послужат слова французского философа – мыслителя XVI века Монтеня: «Добродетель требует, чтобы ее соблюдали ради нее самой; и если иной раз ею прикрываются для иных целей, она тотчас же срывает маску с нашего лица. Если она однажды проникла к нам в душу, то она подобна яркой и несмываемой краске, которая сходит только вместе с тканью».